Админ
Регистрация: 11.01.2007
Адрес: Московская область г.Красногорск
Сообщений: 6,456
Спасибо: 5,122
|
В зависимости от личности преподавателя и подготовки группы порядок может быть изменен на традиционный и генетическая часть – заменена на традиционный же курс, но это нежелательно – приходиться заставлять взрослых людей вызубривать значительное количество сведений, не имеющих непосредственного применения в кинологической практике. Например, начиная обучение с менделевской гипотезы (практика показывает – в школе она как правило не усваивается), человек с огромным трудом запоминает термины и дело продвигается туго. Но усвоив формальный менделизм, курсант впадает в своеобразный «генетический психоз», в любой ситуации или явлении видя исключительно одни гены и аллели – даже если они и рядом не лежали.
Аналогично, начиная курс с анатомии и физиологии, преподаватель невольно утверждает в сознании слушателя мнимое могущество расчленяющего подхода, т.е. как будто из знаний об устройстве и частностей можно вывести некую «формулу жизни» хотя бы одной собаки, как казалось возможным составить впечатление о красоте животного по перечислению фиксированных характеристик.
Действующий кинолог должен быть абсолютно уверен и обучение не должно этого разрушить, но наоборот утвердить, что ринговая конкуренция с единственным экспертом в центре, владеющим словом и умеющим описать красоту облика и показа собаки (точнее, свою эмоциональную реакцию на показ собаки в сравнении с ее конкурентами) есть самодостаточная информация для воспроизводства поголовья породы, иначе – воспроизводительной охраны искусственного генофонда как национального достояния: конкурентная игра людей экономно копирует весну жизни в естественных условиях.
Чтобы приблизить традиционный курс генетики к технологичности собаководства, совершенно необходимо включать в него гибридный дизгенез, механизмы генетической нестабильности, системность, понятие эволюционного состояния и зависимости от него реакции на инбридинг. Но преподаватели как правило даже не слышали о том, что происходит в генетике в последние два десятка лет!
Механизмом закрепления материала в памяти служит полноценный экзамен с консультацией, если его провести согласно известным нормам и они тоже должны быть известны курсантам заранее. Произвольность в проведении экзамена – все равно что проталкивание собственного кобеля руководителем клуба.
Если курс не затянут так, что в процессе поменялся состав курсантов, а те, кто дожил до конца – забыли начало, желательно проводить экзамен в один день, по билетам с тремя вопросами соответственно трем частям курса, с комиссией не менее чем из двух преподавателей и представителя клуба одновременно (см. «Правила приема экзамена»).
Консультации желательно проводить накануне экзамена по вопросам учащихся, имеющих программу курса (экзаменационные вопросы – нежелательно). Программу целесообразно строить на основе трех источников: школьный учебник по биологии, Гусев и Гусева «Экстерьер собаки», Х. Хармар «Собаки и их разведение» – формулировок из указанных изданий в любом случае должно хватить на оценку «удовлетворительно».
Если клуб действительно заботится о своем престиже, с людьми начинают работать со времени заведения щенка или даже несколько раньше – как только появившийся человек проявил такое желание. В это время человек особенно восприимчив к позитивным знаниям и почти не отягощен дворовыми советами и дворцовыми интригами. И чем больше он вложит в собственного щенка с помощью клуба, тем больше будет престиж клуба в его глазах, когда его собака начнет выставляться. Сейчас все общение с владельцами щенков оставлено на откуп заводчику, который либо кукушка, либо сам знает мало и если учит, то исключительно тому, как прыгать из клуба в клуб и зачем. В чем он к сожалению прав, но заводчиков и владельцев кобелей тоже надо учить. Хотя вторая ступень малоприятная и совершенно неблагодарная – преподаватель получит больше скепсиса, чем понимания, даже в ответ на очевидную биологию вроде: если суку вообще не вязать, то болеть она будет в среднем меньше; если кобеля развязать, его поведение и контактность вряд ли улучшатся; терроризировать всю округу не следует и владелец собаки не имеет морального права предупреждать о собственном «оружии» – напротив, обязан обеспечить безопасность окружающих людей и животных; щенки нужны не собаке, а ее владельцу, и не для здоровья, а чтобы побеждать в ринге, и нет хорошего заводчика, который ни разу ни одного щенка не утопил или зависит от их продажи материально.
Обучение экспертов, инструкторов, парикмахеров – своя песня, слишком на этом уровне уже много чисто профессиональной или внутрисемейной конкурентности, меркантильных перекосов, властолюбия не связанного конкретно с кинологией или собакой, сублимированной сексуальности. Однако иногда достаточно просто все это произнести вслух и дать понять, насколько м.б. красива наша игра, если не уступать своего права на победу. Здесь уже основным учебником скорее становится Берн, чем специальные руководства, да и преподавателей у нас достаточно. И очень много людей, наследственно способных реализовать свой талант в парикмахера или эксперта. Но билет эксперта как правило не облегчает задачу войти в ринг – без него это бывает проще, и так и останешься на всю жизнь на вторых ролях – но для этого тем более не нужно разрешения: у нас теперь всю жизнь определяют инстинкты великих мастеров вторых ролей. И даже просто стрижка пуделя, если она выполнена мастерски, то «из магазина готового платья» – парикмахер вынужден работать так, чтобы громче заявить о себе, иначе он ничего не заработает и без систематического обучения это проще...
Сколько брать за обучение – это вопрос, принадлежащий общей проблеме выбора стратегии клуба и примыкает к проблеме свободного и рекомендационного набора (по «представлению Совета клуба» – т.е. только блатных).
Умозрительно – набор должен быть конкурсным, хотя вступительных экзаменов пока нигде не было (произвол предпочитается), а плата м.б. от символической до малодоступной – это стратегия, а заработать можно, например на продаже этого конспекта.
Так же умозрительно плата за профессиональное обучение должна быть высокой (парикмахеры, эксперты, инструкторы) — как и цена щенка кровного воспроизводства. Одновременно высоким должны быть уровень качества и товарной марки.
|