Ввоз европейцами крупного рогатого скота и овец, в конечном счете, уничтожил долго существующую потребность в собачьем мясе - но не сам обычай.
Мореходное исследование Xv века принесло в результате огромное количество новых открытий. Однако любой научный аспект пресекали - это воспринималось, как вызов авторитету библии. Церковь строго защищала устойчивую точку зрения на мир: Земля плоская, и все известные виды появлялись во время её создания. Впервые столкнувшись с существованием среднеамериканских людей, испанские монархи были в затруднении, как поступить с жителями Нового Света. Священники подошли к этой задаче с военным пылом: обратить в христианскую веру и образовать, что означало всеобщее искоренение традиционных верований, особенно даже намеков на язычество и колдовство. Запрещение любого упоминания Ксоло, - бесполезной и странной вещи, по европейским понятиям, казалось вполне логичным и, как результат, Ксоло почти исчезли вместе с их традиционным использованием для еды, ритуалом жертвоприношений и захоронений, - что было объявлено вне закона.
Но верная своему инстинкту самосохранения Ксоло выбралась из сетей того времени. Записи указывают, что голых собак перевозили и продавали на всех главных европейских торговых маршрутах в Xvii, Xviii веках. Вероятно, в те времена первобытные голые Нового Света - Ксоло - скрещивались с основными европейскими породами и впоследствии их продавали на азиатских, средне восточных и африканских пряных маршрутах. Дарвин отметил их в своей книге Разнообразие животных и растений при одомашнивании в 1868 году, а Буффон включил их в свою "Большую естественную историю", опубликованную в 1749 году. Но объединенные усилия по глобальному разрушению культуры ацтеков, цензура и пропаганда затруднили возможность проследить историю породы во времени. Аборигены, вопреки испанским авторитетам, продолжали практиковать обычаи использования Ксоло для еды, медицинских целей, для религиозных и похоронных церемоний. При случайном спаривании, конечно, невозможно было избежать утраты типа и чистоты. Но легендарная стойкость Ксоло дала возможность ей пережить эту катастрофическую эпоху.
После веков осторожного сохранения и высокой заботы на своей родине, голые собаки были восприняты совершенно по-разному европейскими стандартами. Удаляясь от их традиционного культурного значения и преобладающих тропических условий, эти своеобразные, чужестранные собаки были полностью вне европейских ценностей.
Несмотря на тысячелетнюю историю Ксоло в Мексике, только в 50х годах ХХ века порода получила здесь официальное признание. Согласно породному историку и автору "Истории Ксолоитцкуинтли" Норману Пельхаму Райту, голые собаки начали появляться на выставках мексиканского кеннел клуба в 40-х годах. В 1954 году Райт и группа фанатов Ксоло предприняли миссию по спасению породы от исчезновения. 10 хороших Ксоло были собраны. С этими собаками порода была восстановлена в Мексике. Комитет, возглавляемый Райтом, разработал стандарт породы, основанный на древних описаниях Ксоло. И 1 мая 1956 года Ксоло был официально признан в своей родной стране. Четырьмя годами позже приблизительно 40 Ксоло были зарегистрированы Fcm (Мексиканская Кинологическая Федерация), а к 1965 году популяция увеличилась до 70. Сегодня более 2000 Ксоло зарегистрированы в Мексике, и порода рассматривается как национальное достояние. Изображения Ксоло украшают логотип Fcm, почтовые марки, они появились на картинах известных мексиканских художников таких как Диего Ривера и Фрида Кало. Их интерес и узы с Ксоло выражены в великолепных настенных росписях Национального Дворца, где изображены эти собаки. Одной из любимых собак Диего Ривера и его жены Фриды Кало была сука бронзового цвета со светло коричневым ежиком волос на голове. Её называли блондинка Чабела, и она изображена на картине Фриды Кало "Маленькая собачка". Многие другие выдающиеся люди из различных культурных слоев общества ценили этих собак и помогали их сохранению.
ЕЛЕНА ХАРИТОНОВА.
Президент Национального клуба голых собак,
Заводчик Ксолоитцкуинтли (Мексиканских Голых),
Владелец питомника ХАРМЕКС
© Газета "Кот и Пес"