Основы кликер-тренинга
Происхождение и источники кликер-тренинга.
Актуальность темы.
В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак. Насколько мне известно, именно наша группа собаководов стала первой в России, приступившей к изучению и применению кликер-тренинга, начиная осени 2000 года. Задачи адаптации этой методики к отечественному поголовью собак, развития методики с учетом богатых традиций российского соревновательного собаководства являются актуальнейшими для дрессировки России.
Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы.
Кликер-тренинг отличается от преобладающих в России вариантов контрастного метода обучения. Главные отличия:
1.
Отсутствие наказания – обучаемый не выполняет поведение от страха, чтобы избежать наказания. Обучаемый «работает» только, чтобы заслужить подкрепление. Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок – только, чтобы животное не убежало).
2.
Развитие творчества обучаемого. К минимуму сведены подсказки. Обучаемый предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.
Происхождение кликер-тренинга.
Кликер-тренинг - это вид обучения не только собак, но и других живых существ включая людей. Настоящий доклад основан на материалах обучения нескольких собак и одной кошки.
Зародился кликер-тренинг в среде дрессировщиков дельфинов. При обучении и аттестации кликер-тренеров в США работают с цыплятами.
При кликер-тренировке используется методика положительного подкрепления, о которой будет сказано ниже.
Теория кликер-тренинга основана на трёх источниках: положительное подкрепление, оперантный метод научения и сигнал.
Источники кликер-тренинга
Положительное подкрепление – это то, к чему собака стремится, вероятность чего она старается повысить своим поведением. Особенность метода положительного подкрепления в том, что правильное поведение поощряется, а неправильное игнорируется.
Следующий источник кликер-тренинга – оперантный метод научения.
Оперантный метод научения основан на выработке оперантного рефлекса.
Оперантным он назван от слова «oперант», что означает «действие».
Главные особенности оперантного метода научения:
· это обучение новому поведению без стартового стимула,
· разучивание поведения не целиком, а последовательными фрагментами
· реакция обучающего идёт за действиями обучаемого.
И, наконец, третий источник кликер–тренинга – это сигнал.
Выбирая сигнал, нужно прежде всего думать о выборе значения сигнала и о выборе звука сигнала.
Поговорим сначала о выборе значения сигнала. Основных значений сигнала всего два: сигнал = «молодец, продолжай дальше» и сигнал = «молодец, можешь закончить». При работе с кликером нам безусловно подходит вариант сигнал = «молодец, можешь закончить», потому что сочетание условного подкрепления с безусловным подкреплением должно быть постоянным и без отсрочки по времени, иначе ослабевает значение сигнала условного положительного подкрепления.
Далее о выборе звука сигнала. Мы выбрали сигнал кликера, потому что он по нескольким параметрам лучше других источников сигнала. Вот главные из достоинств кликера:
· Сигнал кликера не может быть услышан собакой в обычной жизни.
· Сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, которые трудно повторить дважды одинаково.
· Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).
· В шуме обучаемый может не услышать другой условный раздражитель, в то время как сигнал кликера хорошо различим среди посторонних звуков, к тому же он отлично воспринимается обучаемым на расстоянии.
· Кликер очень быстро издает звук.