Показать сообщение отдельно
Старый 25.01.2007, 04:07   #1
ksolo
Админ
 
Аватар для ksolo
 
Регистрация: 11.01.2007
Адрес: Московская область г.Красногорск
Сообщений: 6,456
Спасибо: 5,122
ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима ksolo репутация неоспорима
Отправить сообщение для ksolo с помощью ICQ Отправить сообщение для ksolo с помощью MSN Отправить сообщение для ksolo с помощью Skype™
Кликер-тренинг

Основы кликер-тренинга
Происхождение и источники кликер-тренинга.

Актуальность темы.
В масштабах планеты, методики обучения с помощью положительного подкрепления произвели настоящую революцию в методике обучения и, особенно, дрессировки в 90-х годах. Лидирующее положение среди этих методик занял кликер-тренинг. Этот вид обучения пока мало известен в России среди практиков – дрессировщиков собак. Насколько мне известно, именно наша группа собаководов стала первой в России, приступившей к изучению и применению кликер-тренинга, начиная осени 2000 года. Задачи адаптации этой методики к отечественному поголовью собак, развития методики с учетом богатых традиций российского соревновательного собаководства являются актуальнейшими для дрессировки России.

Сравнение имеющихся и предлагаемых методов решения проблемы.
Кликер-тренинг отличается от преобладающих в России вариантов контрастного метода обучения. Главные отличия:

1. Отсутствие наказания – обучаемый не выполняет поведение от страха, чтобы избежать наказания. Обучаемый «работает» только, чтобы заслужить подкрепление. Даже при обучении животных никогда не применяется сила (поводок – только, чтобы животное не убежало).

2. Развитие творчества обучаемого. К минимуму сведены подсказки. Обучаемый предлагает варианты поведения, заранее не зная, что от него требуется. Нужные варианты подкрепляются.

Происхождение кликер-тренинга.
Кликер-тренинг - это вид обучения не только собак, но и других живых существ включая людей. Настоящий доклад основан на материалах обучения нескольких собак и одной кошки.

Зародился кликер-тренинг в среде дрессировщиков дельфинов. При обучении и аттестации кликер-тренеров в США работают с цыплятами.

При кликер-тренировке используется методика положительного подкрепления, о которой будет сказано ниже.

Теория кликер-тренинга основана на трёх источниках: положительное подкрепление, оперантный метод научения и сигнал.

Источники кликер-тренинга
Положительное подкрепление – это то, к чему собака стремится, вероятность чего она старается повысить своим поведением. Особенность метода положительного подкрепления в том, что правильное поведение поощряется, а неправильное игнорируется.

Следующий источник кликер-тренинга – оперантный метод научения.

Оперантный метод научения основан на выработке оперантного рефлекса.

Оперантным он назван от слова «oперант», что означает «действие».

Главные особенности оперантного метода научения:

· это обучение новому поведению без стартового стимула,

· разучивание поведения не целиком, а последовательными фрагментами

· реакция обучающего идёт за действиями обучаемого.

И, наконец, третий источник кликер–тренинга – это сигнал.

Выбирая сигнал, нужно прежде всего думать о выборе значения сигнала и о выборе звука сигнала.

Поговорим сначала о выборе значения сигнала. Основных значений сигнала всего два: сигнал = «молодец, продолжай дальше» и сигнал = «молодец, можешь закончить». При работе с кликером нам безусловно подходит вариант сигнал = «молодец, можешь закончить», потому что сочетание условного подкрепления с безусловным подкреплением должно быть постоянным и без отсрочки по времени, иначе ослабевает значение сигнала условного положительного подкрепления.

Далее о выборе звука сигнала. Мы выбрали сигнал кликера, потому что он по нескольким параметрам лучше других источников сигнала. Вот главные из достоинств кликера:

· Сигнал кликера не может быть услышан собакой в обычной жизни.

· Сигнал кликера звучит всегда одинаково, в отличии от других источников сигнала, которые трудно повторить дважды одинаково.

· Кликер очень удобен в применении (маленький, дешёвый).

· В шуме обучаемый может не услышать другой условный раздражитель, в то время как сигнал кликера хорошо различим среди посторонних звуков, к тому же он отлично воспринимается обучаемым на расстоянии.

· Кликер очень быстро издает звук.
ksolo вне форума   Ответить с цитированием